1. Античность                                                           

 

Славно было жить в прекрасном древнегреческом мире —

там, где лирики действительно играли на лире!

 

Лишь на Лесбосе была лесбиянок обитель.

Правда, критики гнездились не только на Крите,

 

Не играли наши братья ни в ракеты, ни в танки.

Нимфы были так же часты, как теперь — нимфоманки.

 

Ни в техническом прогрессе, ни в познаньи природы

до туманнейших вершин не доползали народы.

 

Правда, нищие их были не ахти как богаты,

а рабы у них совсем не получали зарплаты.

 

Так что были и тогда свои большие проблемы,

вместо кляуз и отчётов сочинялись поэмы,

 

а эротика с религиею к делу науки,

словно к телу гетеры, протянув свои руки,

 

единением с красавицей весьма потешались —

и философы поэтами часто казались.

 

(Был у нас один попозже — и поэт, и философ, —

но ни Канта, ни Данта не затмил Ломоносов).

 

 

В бочках жили; вина пили, не боясь алкоголя;

рассуждали про пределы, про свободу, про волю,

 

про магические числа, про кривые, про атом,

про рычаг, тела в воде; про то, что раньше когда-то

 

сами органы срастались (по словам Эмпедокла);

все удачное плодилось, неуклюжее — дохло.

 

В тишине на мягком бризе у Эгейского моря

про отбор да микромир они судачили, споря.

 

Так открыли между делом эти древние греки

суть всего, что напридумали потом человеки.

 

За Троянскими пришли Пелопоннесские войны;

мудрецы же оставались, как младенцы, спокойны.

 

Власти светские, духовные, торговцы, солдаты,

Реформаторы, тираны, дураки, демократы,

 

не советуясь, решили: "Как их, мудрых, ни жалко,

а научим-ка бездельников житейской смекалке!

 

Аристотель, вон в изгнанье! Не учи македонца!

Помни: или жажда знаний, или место под солнцем!"

 

Уж на что язык эзопов, а случалось Эзопу

от хозяйских аргументов врачевать свою попу.

 

Тут романцы навалились: термы, форумы, пьянство...

А империю сгубила доброта христианства.

 

 

         2. Средневековье, биография Парацельса          

 

Интересно также вспомнить нам и средневековье:

копья рыцарей, забрала, обагрённые кровью...

 

Ах, кончары, янычары, донжуаны, донжоны,

да вассалы, да рейтары, да турниры, да донны!

 

Что мне в подвигах Роланда? Что мне в порохе Шварца?

Я спою о Парацельсе, легендарном швейцарце.

 

Ученик столпов алхимии, объехав полсвета,

да вкусив наук естественных в университетах

 

итальянских, и французских, и немецких, решился:

с кафедрою, очагом и профессурой простился.

 

Ятрохимии создатель и латыни гонитель,

медицины симпатической певец и родитель

 

на дорогах и в трактирах, среди пьянок и шуток

исцелял калек, вагантов, дураков, проституток.

 

Он с похмелья диктовал ученикам, сквернословя,

как лечить болезни мозга, ног, желудка и крови.

 

А "апостолы" сии его труды под диктовку

составляли, покидали Парацельса — и ловко

 

начинали врачевать, и богатели безмерно.

А учитель пропивал все гонорары в тавернах.

 

Нынче для таких — я знаю — не одна есть обитель:

по таким дурдом рыдает; ждет, томясь, вытрезвитель...

 

Дом курфюрста. Рот раскроешь — как гостей он встречает!

В нем завистником герой наш был убит. Так венчает

 

жёлтою своей рукою костяная старуха

каждую вторую повесть о могуществе духа

 

 

         3. Обращение к современникам                           

 

Мудрецы да рифмоплёты! На последней странице

захотелось очень что-то к вам ко всем обратиться.

 

С головою в нашем мире, словно с писаной торбой.

Даже "дважды два — четыре" — умножение скорби.

 

Не получишь ценный приз, лишишься роли! Однако

если взялся мыслить, мыслишь поневоле — инако

 

Кто вы есть? — Не вам решать:  не вы повесите ценник.

Но не можешь не дышать, будь даже трижды астеник.

 

Как в компании знакомых да за чашечкой кофе

неохота рассуждать и вспоминать о Голгофе!

 

Так бычок на скотобойне на проторенной трассе

не глядит перед собой — и превращается в мясо.

 

Да, родимые, понятно: с вами так неспокойно,

большелобые ягнята человеческой бойни!

 

Я прошу вас: не давайтесь мясникам да святошам.

Что есть силы защищайте вашу хрупкую ношу!

 

 

            Абстрактный цикл                                                 ВТОРОЕ СЛОВО                                        Я = МЫ

 

Hosted by uCoz