1. Античность
Славно было жить в прекрасном древнегреческом мире —
там, где лирики действительно играли на лире!
Лишь на Лесбосе была лесбиянок обитель.
Правда, критики гнездились не только на Крите,
Не играли наши братья ни в ракеты, ни в танки.
Нимфы были так же часты, как теперь — нимфоманки.
Ни в техническом прогрессе, ни в познаньи природы
до туманнейших вершин не доползали народы.
Правда, нищие их были не ахти как богаты,
а рабы у них совсем не получали зарплаты.
Так что были и тогда свои большие проблемы,
вместо кляуз и отчётов сочинялись поэмы,
а эротика с религиею к делу науки,
словно к телу гетеры, протянув свои руки,
единением с красавицей весьма потешались —
и философы поэтами часто казались.
(Был у нас один попозже — и поэт, и философ, —
но ни Канта, ни Данта не затмил Ломоносов).
В бочках жили; вина пили, не боясь алкоголя;
рассуждали про пределы, про свободу, про волю,
про магические числа, про кривые, про атом,
про рычаг, тела в воде; про то, что раньше когда-то
сами органы срастались (по словам Эмпедокла);
все удачное плодилось, неуклюжее — дохло.
В тишине на мягком бризе у Эгейского моря
про отбор да микромир они судачили, споря.
Так открыли между делом эти древние греки
суть всего, что напридумали потом человеки.
За Троянскими пришли Пелопоннесские войны;
мудрецы же оставались, как младенцы, спокойны.
Власти светские, духовные, торговцы, солдаты,
Реформаторы, тираны, дураки, демократы,
не советуясь, решили: "Как их, мудрых, ни жалко,
а научим-ка бездельников житейской смекалке!
Аристотель, вон в изгнанье! Не учи македонца!
Помни: или жажда знаний, или место под солнцем!"
Уж на что язык эзопов, а случалось Эзопу
от хозяйских аргументов врачевать свою попу.
Тут романцы навалились: термы, форумы, пьянство...
А империю сгубила доброта христианства.
2. Средневековье, биография Парацельса
Интересно также вспомнить нам и средневековье:
копья рыцарей, забрала, обагрённые кровью...
Ах, кончары, янычары, донжуаны, донжоны,
да вассалы, да рейтары, да турниры, да донны!
Что мне в подвигах Роланда? Что мне в порохе Шварца?
Я спою о Парацельсе, легендарном швейцарце.
Ученик столпов алхимии, объехав полсвета,
да вкусив наук естественных в университетах
итальянских, и французских, и немецких, решился:
с кафедрою, очагом и профессурой простился.
Ятрохимии создатель и латыни гонитель,
медицины симпатической певец и родитель
на дорогах и в трактирах, среди пьянок и шуток
исцелял калек, вагантов, дураков, проституток.
Он с похмелья диктовал ученикам, сквернословя,
как лечить болезни мозга, ног, желудка и крови.
А "апостолы" сии его труды под диктовку
составляли, покидали Парацельса — и ловко
начинали врачевать, и богатели безмерно.
А учитель пропивал все гонорары в тавернах.
Нынче для таких — я знаю — не одна есть обитель:
по таким дурдом рыдает; ждет, томясь, вытрезвитель...
Дом курфюрста. Рот раскроешь — как гостей он встречает!
В нем завистником герой наш был убит. Так венчает
жёлтою своей рукою костяная старуха
каждую вторую повесть о могуществе духа
3. Обращение к современникам
Мудрецы да рифмоплёты! На последней странице
захотелось очень что-то к вам ко всем обратиться.
С головою в нашем мире, словно с писаной торбой.
Даже "дважды два — четыре" — умножение скорби.
Не получишь ценный приз, лишишься роли! Однако
если взялся мыслить, мыслишь поневоле — инако
Кто вы есть? — Не вам решать: не вы повесите ценник.
Но не можешь не дышать, будь даже трижды астеник.
Как в компании знакомых да за чашечкой кофе
неохота рассуждать и вспоминать о Голгофе!
Так бычок на скотобойне на проторенной трассе
не глядит перед собой — и превращается в мясо.
Да, родимые, понятно: с вами так неспокойно,
большелобые ягнята человеческой бойни!
Я прошу вас: не давайтесь мясникам да святошам.
Что есть силы защищайте вашу хрупкую ношу!
Абстрактный цикл ВТОРОЕ СЛОВО Я = МЫ