1. К читателю, к слушателю                                      

 

Преломи понятия через

мироощущение, чтобы

под звенящим взглядом, ощерясь,

пала поражённая Злоба.

 

Чтобы Жертва после темницы

к солнечному свету привыкла —

обретут конкретные лица

символы Абстрактного Цикла.

  

             2. Начало — рождение возникновение — сотворение       

 

...И пустые ладони наполнит вдруг

pra materia prima.

И — дрожание в пальцах, и жар — испуг,

страх  неповторимый!

 

Разделение света и тьмы так жжёт

и морозит ладони!

Проплыви над пучиной страстей и вод —

и твердь не потонет!

 

Хватит каждому по путеводной звезде

и доброй планете,

и зелёное чудо взрастит везде

листву и соцветья!

 

 

 

Мягкотелость, членистость, скелет творят

животные дива —

и рука веками за рядом ряд

их лепит лениво...

 

Вот последний шаг: сотвори, Кумир,

двуногих страдальцев —

и появится новый, нездешний мир

в играющих пальцах!

 

Как струна, натянувшись, лопнет сейчас —

Лови, проповедник!

Это — в первый раз! Это — в первый раз!  —

Дай Бог — не в последний!

 

 

             3. Связь, элемент, система, управление,  структура              

 

Змеёй карабкаться из грязи в князи? —

А может, — прыгать и летать, как птицы?..

В переплетениях случайных связей

детерминированный мир резвится...

 

Забудь-ка ляжки озорной милашки,

подружки, ласки — мелкой хищной самки! —

Такими шашнями играют в шашки.

Такими ножками проходят в дамки.

 

Рациональные ходы подскажут

нейроны-триггеры в здоровом теле:

она торопится на рас-про-дажу

и деловые рандеву в постели.

 

Ей так легко! — Марионетка моды

познанья плод — Добро и Зло — сменяла

на две графы: "приходы" и "расходы".

Тебе-то этого, конечно, мало!

 

Собой светить пытаясь в темноте, мы

ни силой детства, ни огнём не вырвем

Функциональный Элемент Системы,

весь управляемый субстратным миром!

 

Уйди от тех, кто рвёт зубами, вздоря

осатанело, чья губа — не дура!

Кристальным стань — увидишь, как в растворе

иная будет возникать Структура!

 

 

             4. Оболочка, форма                                                                       

 

Растворится в памяти листва.

Растворишься в памяти листвы.

Крепкие и хрупкие слова

поживут подольше головы,

 

их родившей в каменном хлеву

в ночь, когда звезда боялась лить

свет, когда Осла, Волхва, Сову,

Дятла и Младенца свяжет нить

 

повести — не о самих вещах!

Лучше соскребём пинцетом слов

с них Обложку — Оболочку — Флаг —

Лоск — Одежду — Корочку — Покров...

 

...Как же, иноземцы, хороши

формы ваших платьев и штанов!

Дайте Форму! Если нет души —

что осталось из первооснов?

 

Лишь — одеть надежду в чёрный дым?

Лишь — надеть одежду цвета зла?

Дозу равнодушия к другим

паковать, как прежде, в "как дела?"?

 

Обрасти машиной-скорлупой,

дачу свить — дубовое гнездо —

и, забором оградив покой,

самочку добыть и ждать плодов?..

 

В наше Время, в нашем Месте, сэр,

лучшие из лучших наших книг

не достигли переплётных сфер.

Впрочем, мы обходимся без них.

 

Голодранцы — вашим не чета —

лучшие из лучших наших, мэм!

Жаль, что Оболочка их проста!

Жаль — Вы не прочтёте их поэм!..

 

Кто-то братьев мудростью созвал?

Нет. Опять толпа — у продавцов.

Глянь, как загораются глаза,

как преображается лицо

 

каждого стоящего в толпе,

каждого, кто "материалист"!..

...Ты купил костюм. Идёшь теперь —

и глядишь не на других, а вниз.

 

 

             5. Размер, величина, количество                                                

 

Что лучше — больше или меньше? –

Смотря чего, кому, когда...

Измерь-ка инкубатор, птенчик!

Вот социальная среда —

 

бескрайность городского мира.

Куда ещё сходить с ума?

Пронумерованы квартиры.

Пронумерованы дома.

 

Вода, тепло и свет для каждой

ячейки поданы — живи!

И, как дрожжей, прибудет граждан

за это вследствие любви.

 

Составлен из квартир дом-ящик,

район — из ящиков-домов...

Предмет большой, превосходящий

все меньшее вместить готов

 

в свою утробу. Крематорий

темнеет нишами в стене —

и сотни экземпляров горя

сюда вмещаются вполне

 

Пойми, что больше значит урна,

чем руки, сердце, голова...

И только всё, что слишком дурно,

не умещается в слова!

 

 

             6. Звук                                                                                              

 

Это можно услыхать в пустоте,

забыв удачу.

В темноте, не видя плачущих тел,

услышишь — плачут!

 

Струн ли пальцами касаясь едва, —

и есть ли руки? —

непонятные бормочут слова

чужой науки...

 

Это ветер ли в деревьях поёт

и мчится мимо?

Или это бьются бусинки нот

из глаз любимой?

 

Или море бьёт о скалы волну?

Сирены? Вьюга?

Или лебедь, ухода в вышину,

зовёт подругу?

 

Или это — Звуки песен без слов

и эхо криков,

дюжин бубнов, сотен колоколов

и тысяч скрипок?..

 

...Так рождаются все Звуки: в тиши.

Сиди потише.

Ночь. Ни звука. Ни души.

Не дыши - и слушай... Слышишь?..

 

 

             7. Цвет                                                                                             

 

Фиолетовый как печаль

и карминный словно любовь

вновь смешались, чтобы начать,

будто может начаться вновь

 

изумрудное торжество.

Будто серый — невестно-бел.

Будто синий небесный — твой.

Будто бурый не почернел.

 

А лимонно-солнечный бьёт

в темноту пустого зрачка,

и малиновым был восход,

и оранжевый ждёт закат...

 

Что такое, скажите, Цвет?  

Для чего нам, скажите, он?..

...Славный город был Назарет!

Где-то там был мальчик рождён.

 

Мы забыли его дела.

Мы забыли дорогу — ту,

что, серея пылью, вела

обесцвеченного к кресту.

 

"Был ли мальчик-то? — Может, и...?" —

Не простит нам его отец —

и Цвета сойдут как цветы,

и в плодах созреет конец!

 

А пока — палитрой играй! —

Посылай гонцами Цвета

из Эпохи Злого Добра

за кордоны Леты — лета!..

 

 

              8. Пространство                                                                            

 

Простое ты, Пространство, —  Зюйд, Норд.

Спроси — и стрелка скажет, где — что.

Ост, Вест — и вот ландшафт распростёрт

и взят в координат решето...

 

Поля, леса и реки смотри.

А если вдруг сумеешь посметь —

для ближних и для дальних сотри

границу, за которой — не смерть...

 

Полёт ли, восхожденье — все ртуть

и банка жестяная поймут —

и в третьем измереньи твой путь

измерят, как бы ни был он крут.

 

Ты в трёх осях Декарта броди,

играя в переносы осей,

меняя "впереди", "позади"...

Во Времени — гораздо сложней!

 

 

              9. Время                                                                                         

 

Это в пульсе бьётся, но — не может назад

возвращаться.  Или мы — не можем вернуть,

называя прошлым, глядя на циферблат,

где зверёк в барочной клетке крутит свой путь...

 

Ангелочки охраняют стрелочный грот.

На вопрос:  "Когда?" — звучит ответ: "Никогда". —

И под солнцем тень по кругу тихо бредёт.

И по каплям покидает ёмкость вода.

 

Чётки-месяцы дрожат на нитке судьбы;

и рука уже устала перебирать

эти шарики из лун ущербно-рябых,

эту цепь, что шестерёнки крутит опять.

 

Не клонись, шепча, в поклоне, — да удали

с пылью, патиной и медянкой все вензеля.

Размягчается в ладони, как у Дали,

восковое Время — склянка, круг и петля...

 

Существует это Время — или его

сочинил в испуге предок, чтобы забыть

иллюзорность пальцев, рук, себя самого,

да запутанность того, что мнится как нить?

 

 

             10. Дорога, направление, вектор, путь                                      

 

Тянет блуждание слов в лабиринтах ушей,

танец-блуждание глаз в лабиринтах снов... —

"Не насытится... не наполнится..." —

Лей, режь, черти и мости — и будешь готов.

 

Нить идёт из клубка, где сотни путей

переплелись, и кос завистника глаз.

Не тяни. — Спокойно ступай по ней —

и увидишь: ляжет она, прямясь. —

 

И назад, сутулясь, пойдут города

и фигуры людей, нырнувших в жильё...

Камни и пятки сотрут подошвы, когда

ничего не останется, кроме неё.

 

Отрицанье смени на обрывок пут —

и двумя зрачками нащупай цель.

Постепенно нить превратится в Путь —

в твой двуручный меч, вонзившийся в щель

 

меж землёю и небом. Ударом взгляд

на краю обозримого, точно зонд,

выбьет выход — и жёлоб иглы покат.

Ты — это доза, инъекция в горизонт.

 

В Азии это зовется Дао да До.

К этой касательной маги чертят круги.

Вверх — из октавы в октаву — от ДО

до ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДОлго звучат шаги.

 

Полутона темны — ты берёшь тона.

Так получается вера и "Светлый Путь".

Слышишь — "TANATOS" зашептал Сатана?

Чёрный греческий профиль его забудь!

 

Даже не важно, есть ли цель у Пути.

Да и не страшно, если нет никого,

кто сумел бы и раньше так же идти,

унося с собою своё колдовство.

 

 

     11. Гибель — исчезновение — разрушение — распад — конец    

 

Даже если в жизни всё — через край —

обжигает жар обожженных сердец,

обнажённых молча, — не забывай:

абсолютно всё имеет конец.

 

Подготовка к смерти включает в себя

целый ряд упражнений на "Не хочу".

Например: огонь ища и любя,

неподвижным взглядом гаси свечу...

 

Подними-ка, девочка, томный взгляд!

Эфемерная штука — твоя красота.

Ты пойми, что Смерть-Разрушенье-Распад

для тебя иные раскроют врата!

 

Подними-ка, мальчик, глаза старичка!

Подмени-ка словечко при ворожбе —

и, меняя перья на облака,

жди, пока не послышится Голос тебе!..

 

Радикально излечим жизнебоязнь!

Вот и четверо конных — везут эликсир.

Вы пришлите нам приглашенье на казнь,

чтоб был финал и рассыпался мир!

 

Начинаем стриптиз: пусть каждый предмет

Оболочки и Связи сорвёт и порвёт.

Все теряет Размеры. И блекнет Цвет.

Ничего не кричит, не поёт, не зовёт.

 

Ничего не возникнет теперь уже.

Игры в ортогональные кубики — прочь!

Околело Время в своем вираже.

На дорогу выходит последняя ночь...

 

Мы в слова наигрались, молчащий друг?

Ты устал... Я вижу - дела плохи...

Но не бойся: все остаётся вокруг.

Только тихо кончились эти стихи.

 

 

            Времена года                                                 ВТОРОЕ СЛОВО                                        Трактат об инакомыслии

 

Hosted by uCoz